Важливі новини

Почем акционный опиум для народа?

Во времена нашей пионерской молодости, озаренной повальным дефицитом, говорить о том, что в гастрономе кто-то кого-то обманывает не приходилось. Товаров не было и если их вдруг «выбрасывали» - покупатели закрывали глаза и на качество продукта, и на то, что один и тот же продавец их сначала обвесил, а потом еще и обсчитал.

Надувательство и хамство были само собой разумеющейся платой за право обладать заветной связкой туалетной бумаги, отвоеванной в трехчасовой очереди. Я уже молчу о том, что завмаг, завхоз и мясник были если не канонизированы, то, как минимум становились кандидатами на причисление к лику святых.

Сейчас в эпоху гипермаркетов «нужные люди» перестали быть нужными, а вот желание урвать, за многие годы «тренировок» стало практически частью украинского менталитета.

На рынках бороться с надувательством относительно просто: не нравится цена - иди дальше. Умеешь торговаться – торгуйся. Есть сомнения, что два банана могут весить килограмм – ищи контрольные весы и тешь себя иллюзией, что они «ну никогда не врут».

В крупных супермаркетах сохранить веру в вечное, доброе, светлое гораздо сложнее. И именно там понимаешь, что доброе слово и пистолет куда более эффективны, чем просто доброе слово.

Итак, как нас с вами ежедневно обманывают:

Способ первый. «Гигиенический»

Практически во всех супермаркетах Киева можно найти на прилавке колбасу, которую утром мыли под краном. «Банный день» проводят с одной единственной целью - смыть появляющуюся слизь, выдающую возраст «сегодня привезенного» товара. После мытья, как правило, следует торжественная церемония натирания колбасных боков растительным маслом, так сказать для блеска, лоска и аппетита.

Желающим проверить сей факт с удовольствием подскажу, что в супермаркет лучше прийти к открытию, когда покупателей практически нет и персонал мечется от прилавка к прилавку, пытаясь, навести «марафет».

Способ второй. «Магический»

Тем же самым утром (если вы один из первых покупателей) вы можете наблюдать еще одну весьма умилительную картину. В мясном отделе продавщица полностью очищает прилавок, сбрасывая в ящик судочки с куриными полуфабрикатами. Ящик исчезает за дверью с магической табличкой «подсобное помещение». И о, чудо! По велению волшебного стикера, через двадцать минут те же окорочка, и суповые наборы возвращаются на прилавок, но согласно новому красивому ценнику... еще вчера вечером они были частью живой курицы.

Сам процесс волшебства, как правило, скрыт от глаз простых смертных и проводится за закрытыми дверями. Мы же видим только результат – новый ценник, наклеенный поверх старого.

Способ третий. «Стратегический»

А вот тут впору снять шляпу перед магазинными работниками за изворотливость ума и стратегическую хватку. Вы когда-нибудь задумывались над тем, что оформление прилавков с кисломолочной продукцией - это целое искусство? Это вам не просто сырки да сметану расставить, в каждом действии здесь скрыт глубокий смысл. «Молочко» в отличие от колбасы не помоешь. Ценник конечно можно поменять, но если сметана просрочена и крышка вздулась, скрыть это практически невозможно. На сладких сырках дату изготовления пишет производитель. Одним словом с «молочкой» нужен особый подход, так как ситуацию новым ценником не исправишь, а портиться она быстрее остальных продуктов.

Выход был найден довольно быстро и как все гениальное оказался достаточно примитивным. Свежую молочную продукцию, которую действительно завезли сегодня, вы найдете только если будете искать ее в последних рядах у стенки. В первые ряды выставляются ветераны, срок годности которых измеряется секундами.

Способ четвертый. «Порционный»

Итак, наша экскурсия по таинственному миру шарлатанства и надувательства перекочевала в кондитерский отдел. Тортики, рулетики и прочие прелести срок годности, которых максимум два-три дня.

Двойные ценники, безусловно, частично решают проблему залежалого товара, и торты которым сам персонал магическим движением руки дарует новую жизнь, опять выставляются на прилавок.

Однако, человеческий ум в порыве урвать и надуть своего же собрата практически беспощаден.

Выход был найден и в этот раз. Ведь если пойти навстречу покупателям, торты можно продавать порционно, разрезая на месте реализации. Следовательно, заводская упаковка выбрасывается, и магазин ставит на ценнике дату изготовления на свое усмотрение. Русская рулетка самопального разлива. Можно сладеньким себя побаловать, а можно неделю шлаки выводить. Это уж кому как повезет.

Способ пятый. «Местного разлива»

Очень многие супермаркеты имеют ассортимент товаров, которые фасуют уже непосредственно на месте реализации. Сколько раз вы клали на весы пакет с печеньем, на который уже наклеен чек? Девять из десяти покупателей не взвешивают уже расфасованную продукцию. Если же находится особо сознательный гражданин, он, безусловно, может поиграть в голос совести, попросив продавца перевесить товар, либо же поискать контрольные весы самостоятельно.

Успех этой операции зависит исключительно от наличия свободного времени, накопившегося раздражения и желания развлечься.

Способ шестой. «Шаровой»

Ничто так не притягивает наши взгляды, как товар с заветными словами «акция», «подарок» или «распродажа». Вера в то, что мы можем что-то получить за меньшие деньги, как правило, отключает у нас ту часть головного мозга, которая отвечает за работу здравого смысла.

Кто хоть раз подсчитывал, какая конкретно экономия при покупке того же молока по акции 2+1? Экономия нулевая и цена «дешевого бонуса», как правило, уже заложена в стоимость товара, как и проведение самой акции. Однако, бегая после работы между прилавками и пытаясь сообразить, чем кормить семью на ужин, мало кто достает калькулятор и занимается несложными подсчетами.

Такая же ситуация наблюдается и с акциями «получи подарок». Как правило, цена этого самого подарка уже включена в стоимость товара и набирая акционный товар дабы «бесплатно» получить подарочную ручку или салфетку мы уже пять раз за нее заплатили.

Способ седьмой. «Склеротический»

В крупных супермаркетах зачастую цена на прилавке отличается от цены, пробитой на кассе при оплате товара. При массовой закупке на неделю обычно никто не занимается сверкой цен, высчитывая копейки и момент жульничества со стороны магазина остается незамеченным.

Если же покупатель все-таки нашел несоответствие цен и понял, что купил товар дороже, чем рассчитывал, приступ праведного гнева кассир, как правило, охлаждает заученной фразой: «Завезли новый товар, цена изменилась, а ценники поменять не успели». Дескать, не корысти ради, а исключительно из-за тяжелой формы массового склероза всего персонала.

Способ восьмой. «Филейный»

О том, что мороженую рыбу глазируют известно давно. Намочили, заморозили, опять намочили, опять заморозили. После несложных операций вес рыбы увеличивается практически вдвое, и вода абсолютно реально превращается в серьезную сумму. Процесс технологически достаточно прост, однако требует наличия специального оборудования и возможен только на специализированных предприятиях.

Что делать, если в условиях супермаркета общепринятая технология глазирования невозможна, а желание урвать растет в динамической прогрессии? Как говорится, выход можно найти всегда. Рыбу можно попросту вымочить. Один раз, но глобально, после чего свое дело сделает морозильная камера.

Если же вас угораздит купить сие чудо кустарного производства, то после размораживания вместо рыбного филе вы увидите бесформенную массу сомнительного происхождения.

Итак, что мы имеем в сухом остатке. Нас обманывали, обманывают и, наверное, будут обманывать, изобретая все новые и новые способы шарлатанства. Однако не стоит забывать, что степень глубины проникновения в наш кошелек, как и в наш мозг, зависит исключительно от степени нашего сопротивления. Предупрежден – значит вооружен. Удачного вам закупочного дня!

Елена Коваленко