Важливі новини

Афоня

Афоня Режиссер: Георгий Данелия
Сценарист: Александр Бородянский
В ролях: Николай Граббе, Николай Гринько, Раиса Куркина, Леонид Куравлев, Нина Русланова, Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Борислав Брондуков, Валентина Талызина, Владимир Басов, Готлиб Ронинсон, Тамара Совчи, Евгения Симонова, Нина Маслова, Алексей Ванин, Николай Парфенов

Комедия “Афоня”, самая кассовая картина Г. Данелии, в год выхода на экраны (1975) оказалась в списке чемпионов проката. Любопытно, что социологическая группа при тиражной комиссии тогдашнего Госкино предсказывала “Афоне” полный провал, полагая, видимо, что наш высокоидейный зритель не примет негативного героя — жэковского слесаря-сантехника, халтурщика и выпивоху, сшибающего с законопослушных граждан трояки за каждый поворот гаечного ключа.

Пророчество сбылось с точностью до наоборот. Публика нежно полюбила Афоню, чутко отреагировав на двойственность его образа, запрограммированную авторами и виртуозно воплощенную исполнителем главной роли Л. Куравлевым.

При первом чтении сценария режиссеру настолько не понравился центральный образ, что он решил было отказаться от постановки. И только когда он придумал, что Афоня должен быть “плохим хорошим человеком”, все сложилось. Калымщик и пофигист, не умеющий толком и гвоздя забить, валяет ваньку и дурит честной народ с таким обаянием и артистизмом, что не откликнуться на этот взрыв жизнелюбия мог разве что угрюмый критик, всерьез озабоченный проблемой “дать народу положительного героя”.

Афоня пришелся ко двору. В этом персонаже было фирменное куравлевское обаяние а ля Иванушка-дурачок и не было привычной социальной демагогии. Больше того — бедолага сантехник оказался героем репрезентативным. С ним идентифицировались миллионы кинозрителей.

Это событие адекватной оценки в критике середины семидесятых, естественно, не получило. И слава Богу! Ведь даже намек на социальный контекст образа мог запросто загнать картину на полку. Ведь за десятилетие до появления “Маленькой Веры”, где cакраментальное для советской риторики понятие “рабочая семья” с треском рухнуло, то есть за десять с гаком лет до начала перестройки и эпохи гласности, появился признанный народом герой, перечеркивающий тщательно охраняемую мифологию рабочего класса-гегемона.

АфоняКартину надежно прикрывал жанр. “Афоня” — комедия лирическая, а если в ней и прочитывается социальная сатира, то режиссерского умысла в том нет. В поэтике Данелии вообще отсутствует открытый социальный жест. Его не интересуют идеи, социальные герои, люди власти. Характеры — вот вектор его неизменных художнических пристрастий. Л. Куравлев с Е. Леоновым, постоянным участником данелиевских проектов, вышивали такие фантасмагорические узоры на скромной событийной канве сценария, что цензура-редактура и та потеряла бдительность. По словам режиссера, то была его единственная картина, по которой он не получил ни одной поправки.

Данелия не был бы самим собой, если бы не вывел своего героя-люмпена в милое его сердцу лирическое пространство. С того момента, как в кадре появляется прелестная Катя (Е. Симонова), готовая чисто по-бабьи полюбить Афоню “черненьким”, начинается, по сути дела, другой фильм. Сюжет воспаряет над бренной жизнью, приобретает свойства параболы — иными словами, притчи, сказа. В фильме начинают звучать не свойственные поэтике Данелии дидактические ноты. Особенно в предфинальных деревенских сценах, где герой возвращается на свою духовную родину, припадает к почве и, словно Гамлет, обретает способность “повернуть глаза зрачками в душу”. Куравлев отыгрывает и этот режиссерский вираж, да и зритель не в накладе: какой зритель откажется от хеппи энда?

Сегодня Г. Данелия говорит, что финал “Афони” ему не нравится. Была бы возможность, он бы его перемонтировал.

...Иногда есть повод порадоваться, что фильм, как и жизнь, нельзя отредактировать задним числом.

Всем бы таких сантехников!

Претендентов на главную мужскую роль - сантехника-выпивоху Афоню Борщева - было предостаточно.

Сначала режиссер пригласил для серьезного разговора Владимира Высоцкого. Высоцкому жутко нравился сценарий, и он хотел стать «работником ЖЭКа», но до проб так и не дошел - режиссер Георгий Данелия и сценарист фильма Александр Бородянский посчитали, что из Высоцкого получился бы слишком мощный и серьезный сантехник, а снимать хотели кино с юмором.

Очень похожим на Афоню казался актер Георгий Бурков. Но Георгий и актриса Евгения Симонова в роли Кати как-то не подходили друг другу. На худсовете говорили: «Георгий Бурков обаятельный и симпатичный, но с трудом верится, что такая девочка, как Женя Симонова, влюбилась бы в него с первого взгляда - зритель не поверит... Афоня Буркова должен что-то совершать, чтобы на него обратила внимание Женя Симонова, но для этого потребуется изменить сценарий - получится другой фильм».

Не убедил худсовет и актер Владимир Носик: он был «слишком положительным», играл генералов и в образе выпивающего человека не смотрелся.

Когда пробовали Караченцова, ассистентка режиссера воскликнула: «В такого сантехника Катя вряд ли влюбилась бы - посмотрите на его зубы! На них придется делать накладку!»

Мужчины киногруппы удивились - они не видели в улыбке Николая никаких дефектов, но к мнению дамы решили прислушаться и Караченцова забраковали.

Не повезло на пробах и молодому актеру (сегодня - известному режиссеру) Владимиру Меньшову. Он пробовался в паре с Симоновой.

Неплохая проба получилась у актера Вячеслава Долгорукова (первой любови Натальи Гундаревой). Но предпочтение было отдано Куравлеву.

Как рассказал режиссер, он действительно сразу планировал на роль Леонида Куравлева, но вызвал его на пробы не сразу - надеялся, а вдруг ассистенты, которые искали исполнителя по всей России, приведут актера, который откроет своего, неожиданного Афоню?..

Истории на съемках

  • АфоняХоть в фильме и были заняты очень популярные актеры - Евгений Леонов, Леонид Куравлев, - самым бронебойным успехом пользовался все же Крамаров. На рынок посылали только Савелия - продавцы задаривали его продуктами, но относились к нему, как к дурачку: раз играет их в кино, значит, и в жизни такой. Крамарова это задевало, но он терпел: с продуктами в магазинах было туго...
  • Актера Брондукова охранники ресторана в московской гостинице (где шли съемки) приняли за алкаша. В перерывах между съемками Брондуков, не переодеваясь, вышел на улицу покурить и пропал. Кто-то из киногруппы пошел его искать и увидел, как упирающегося Брондукова с бранью выкидывают из гостиницы: «Тоже выдумал - артист! Сказали тебе, пьянь болотная: нечего тебе здесь делать!»
  • Когда снимали эпизод на танцах, в котором Афоня знакомится с девушкой с пышным бюстом, актрисе Тане Распутиной, чтобы увеличить грудь, решили подложить манную крупу. А тут заболела ассистентка-костюмерша и прислала вместо себя мужа. Тот долго возился с бретельками набитого крупой бюстгальтера, а потом, не мудрствуя лукаво, туго завязал их сзади на «морской узел». Грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной деталью...
  • Сцену во дворе Куравлева с Симоновой снимали до обеда, а потом после обеда (во время обеда Куравлев по привычке переоделся). И только при монтаже увидели, что Куравлев в одной сцене в разных рубашках! Переснимать было поздно - оставили так. Но, что удивительно, зрители не заметили этого подвоха - так были захвачены переживаниями героев...

Цитаты из фильма

  • Гони рубль, родственник! Мне Афоня рубль должен был!.. 
  • Да Фантомас я, Фантомас! 
  • Не люблю я таких людей!.. Непунктуальных!.. 
  • Белый танец, дядя. Дамы приглашают кавалеров! 
  • И как ты только, Борщев, все успеваешь? И в фонтаны нырять и на танцах драться!? 
  • Иван Иваныч Иванов с утра ходит без штанов! Иванов Иван Иваныч одевает штаны на ночь! 
  • Посидим, телевизор посмотрим, программу для тех, кто не спит... 
  • Что-то я сегодня расхворался... Пойду прессу почитаю... 
  • АфоняЕсть у меня своя одна... импортная, японская!.. 
  • - А у тебя макароны есть?
    - Нет.
    - А я купил 2 пачки, высший сорт 
  • Нет буфета здесь, наверное.
  • 10 грамм, для запаха. 
  • Не помню... я из запаса никого не помню. 
  • - И жениться тебе надо, Афанасий, жениться.
    - На кой? Чтоб меня тоже из дома выгнали? 
  • В поликлинику что ли сбегать... 
  • - Ты не знаешь, что там ООН, насчёт Гондураса решил?
    - Кто он? 
  • - Ты бы какую планету выбрал?
  • Страна знает своих героев! 
  • Главное, чтобы сам человек был хороший. 
  • В принципе. Ошибки всегда можно исправить!
  • От себя-то убежать можно, а вот от милиции не убежишь!
  • - Шёл мимо. Дай, думаю, зайду.
    - Шёл? Ну и иди... мимо! 
  • А мне студентов навязали, практикантов! Учу вот!